Как каждый товар всегда имеет своего покупателя, так и у каждой выставки тоже есть свой собственный, особенный клиент.
Так, если на выставке последних моделей гаджетов и компьютерной техники преобладает активная и импульсивная молодежь, то на выставках недвижимости можно встретить людей солидных и респектабельных, которые рассматривают квадратные метры уже не как желанную собственную крышу над головой, а как инвестиционный инструмент со всеми присущими такому инструменту характеристиками – надежностью, доходностью и ликвидностью.
В середине марта в Москве практически одновременно состоялись сразу две крупных выставки недвижимости – в Центральном доме художников (ЦДХ) проходила «Недвижимость от лидеров», в в бизнес-центре «Амбер Плаза» работала очередная выставка «ДОМЭКСПО».
Традиционность обоих мероприятий давно приучили экспертов к огромному скоплению здесь весьма солидной публики, однако в этом году кризис внес довольно неожиданные коррективы.
На «ДОМЭКСПО», в силу разных причин сменившей в этот раз Гостиный Двор (как место своего постоянного базирования) на офисный центр, посетителей было отмечено существенно меньше, чем обычно, что легко объяснимо зарубежной ориентацией этого мероприятия.
Разумеется, интерес россиян к заграничной недвижимости не исчез полностью, однако курсовые колебания рубля последнего года явно поубавили количество желающих приобрести жилье в странах Европы, в Америке или на другом континенте. Впрочем, все страны, традиционно востребованные у российских покупателей, невзирая на кризис, были представлены на этом мероприятии и, надо полагать, что получили своих клиентов, пусть даже и в меньшем количестве, чем в предыдущие годы.
А вот в ЦДХ было традиционно многолюдно – с первого дня и до самого закрытия москвичи и гости столицы шли сюда нескончаемым потоком, что явно свидетельствует о неослабевающем интересе наших сограждан к отечественному рынку недвижимости.
Это же отмечали и многие девелоперы, работавшие на выставке. Представители различных компаний-участников мероприятия практически единодушно высказывали мнение, что интерес к их объектам заметно возрос, так что общее количество сделок, совершенных за четыре выставочных дня, превзошло их самые смелые предварительные ожидания.
Например, представители инвестиционно-строительной компании «Мортон» с плохо скрываемой радостью утверждали, что их менеджеры, работающие на стенде, буквально валятся с ног из-за колоссального наплыва посетителей. Об этом же говорили и многие другие девелоперы, удовлетворенно отмечая результативность проведенного мероприятия.
Можно полагать, что причиной такого ажиотажа стала не только легко объяснимая нервозность состоятельных покупателей на фоне непредсказуемых нефтяных и долларовых колебаний, но и
осознание девелоперами необходимости корректировки ценовых подходов – и как только для покупателей предлагаемые цены стали более вменяемыми, так и сразу девелоперы увидели результат от внесенных корректировок.
Вполне возможно, как с осторожностью говорят эксперты рынка недвижимости, это только единовременное явление, и спустя месяц-другой стоимость квадратного метра вновь начнет расти, а про потрясающие воображение скидки и бонусы придется забыть.
Однако хотелось бы надеяться, что рынок недвижимости начинает нащупывать свою золотую середину, и процессы его восстановления не трансформируются в очередные ценовые скорби для рядовых покупателей.
Как отметил президент Ассоциации застройщиков Московской области Андрей Пучков - «Мы понимаем, что в текущей ситуации серьезно оживить спрос можно только при уменьшении стоимости жилья — не за счет демпинга или снижения маржинальности, а за счет так называемой инвестиционной себестоимости, в состав которой входят затраты на подключение к инженерным сетям, строительство социальных объектов и дорог, высокие проценты по кредитам. При конструктивном диалоге бизнеса и власти можно достичь снижения себестоимости на 20%».
Исходя из сказанного, можно полагать, что мы находимся в самом начале периода снижающихся цен на рынке недвижимости.